Модели психологической службы

Первую модель можно условно назвать «экстремальной».
Вторую модель можно назвать «стабильной» моделью психологической службы, которая оказывает психологическую помощь всем категориям населения и организациям в стабильных, нормальных условиях его жизнедеятельности.

«Экстремальная» модель психологической службы характеризуется двумя основными аспектами: такая служба направлена на оказание психологической помощи только определенным, наиболее «экстремальным» категориям населения, работникам организаций, членам коллективов; такая помощь в основном ограничивается временными рамками, то есть она предоставляется срочно.

Например, в рамках «общественной» модели деятельности психологической службы в таких «экстремальных» категорий населения могут быть отнесены: беженцы, люди, пострадавшие от природных катаклизмов, межнациональных конфликтов; безработные, больные СПИДом и т.п.. При реализации «организационной» модели это могут быть, например, такие работники организаций, которые не могут адаптироваться на рабочем месте, которые находятся в ситуации «заостренного» конфликта с администрацией или коллегами, переживших экстремальные ситуации, например, во время техногенных инцидентов, которые находятся в ситуации профессионального кризиса.

«Стабильная» модель психологической службы характеризуется следующими особенностями: она рассчитана на работу со всеми категориями населения. работниками организаций, членами коллективов, и с теми, кто имеет достаточно стабильный социальный и профессиональный статус, предоставление такой помощи должно быть «развернутым» во времени, осуществляться планомерно.

Сравнивая между собой особенности «экстремальной» и «стабильной» моделей психологической службы, стоит отметить два важных, на наш взгляд, аспекты.

Во-первых, следует сказать, что в процессе применения «экстремальной» модели практическими психологами оказывается психологическая помощь в узком смысле слова, или собственно психологическая помощь. То есть имеется в виду осуществление практическими психологами таких видов деятельности, как коррекция, консультирование, психотерапия. Тогда, как при «стабильной» модели оказывается психологическая помощь в широком смысле слова, которую можно определить как «психологическую поддержку», «психологическое сопровождение» тех или иных видов деятельности или форм поведения. И при этом используются, наряду с психологическим консультированием, как психологическая просвещение, диагностика, экспертиза, профилактика, прогнозирование и т.д..

Думается, что в рамках прежде всего «экстремальной» модели действует сегодня школьная психологическая служба в России и в Украине. Это проявляется в том, что основным объектом психологической помощи этой службы выступает ребенок как наименее защищенная в социально-экономическом, психофизиологическом плане личность, которая нуждается в наибольшей поддержке. И особенно те категории детей, которые относятся к группам «риска» (имеют задержки психического развития, отстают в учебе, проживают в неблагополучных» условиях, употребляют наркотики, совершают правонарушения и т.п.).